Прокуратурой Белгородского района проведена проверка по заявлению жителей с. Севрюково Белгородского района по вопросу появления неприятного запаха, связанного с работой ООО «Август».
Установлено, что основным видом деятельности ООО «Август» является производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах.
Пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха, реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии установлены в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 названного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Положениями части 1 статьи 16.1 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 30 указанного Закона юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, в том числе, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
Таким образом, предусмотренная действующим законодательством обязанность по оснащению объектов хозяйственной деятельности ГОУ направлена на минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно на недопущение превышения установленных нормативов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Вместе с тем, согласно информации ООО «Август» в ходе проведения пуско-наладочных работ Подрядной организацией, осуществляющей данные работы, выявлена необходимость установки дополнительного газоочистного оборудования, что отражено в акте ввода в эксплуатацию оборудования от 14.09.2023.
Таким образом, ООО «Август» на протяжении 6 месяцев осуществляет деятельность по производству кормовых добавок для животных путем переработки крови животного происхождения без установленного газоочистного оборудования, что является нарушением требований закона об охране атмосферного воздуха.
Для объектов по производству кровяной муки «Санитарной классификацией промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них», приведенной в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не установлен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны.
На момент проведения проверки, санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны и проект предельно- допустимых выбросов для указанного объекта Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области не выдавалось, о чем свидетельствует отсутствие записей в «Реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Указанное является нарушением ч. 3 ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 72, 74 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению сантитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».